searh

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
Иpкутская область, г. Братск.
Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов в соответствии с ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года

Гордость лицея


Мы в сети Интернет


Актуально

ОПРОСЫ



ГАЗЕТА
«Лицей NEWS»


Конкурсы

Авторизация


Сейчас на сайте

Никого нет

Новости

Региональная стажировочная площадка

Опубликована: 05.11.15.

20 октября 2015 г. уже не первый раз МБОУ «Лицей № 2» гостеприимно распахнул свои двери для участников региональной стажировочной площадки. Общей для всех образовательных организаций города стала тема «Подходы к реализации преемственности в системе: дошкольное образование-основное общее образование - среднее общее образование».

 

 

Программа стажировки

Педагогический коллектив лицея определил тему своей площадки как «Программа развития УУД: управление реализацией, технологии, образовательные результаты».

Целью стажировочной площадки на базе лицея стало раскрытие механизма преемственности Программы развития УУД на разных уровнях образования.

Организаторам стажировки необходимо было решить, какой наработанный инновационный опыт в лицее соответствует критерию универсальности и может быть передан другим образовательным организациям. Все практики, выполняющие критерий универсальности опыта и соответствующие теме стажировочного дня, нашли свое отражение в программе лицея.

Стажеры должны были стать полноценными участниками предложенных практик. Их основная роль заключалась в осуществлении экспертной оценки через заполнение карт наблюдений посещенных практик. И в тоже время они должны были оценить и качество наполнения самих карт наблюдений.

Приветственное слово директора МБОУ «Лицей № 2» Юлии Михайловны Кулешовой акцентировало внимание стажеров на этой роли. «В течение всего дня предлагаем вам в фокус-группах пройти тренировку на способы действия, вычитывание информации, наблюдение, синтез, анализ, аналогии, критическое и командное мышление, речевое оформление мыслей, методических оценок, полученного продукта. Это будет непросто. Хотим вашей активности, включённости, самокритичности, обоснованных рекомендаций по теме дня».

Цель любой стажировочной площадки не будет осуществима, если у стажеров не произойдет профессиональный, личностный прирост. Первое мероприятие - мотивационная игра позволила стажерам выявить собственные дефициты в понимании Программы развития УУД.

Рефлексия игры с помощью волшебных линеечек позволила им определить свой уровень знания, принятия и возможности реализации Программы развития УУД. Кроме этого, были сформулированы проблемы в реализации этой программы:

  • Как объединить учебные материалы и УУД в единое целое? 
  • Какова взаимосвязь УУД между уровнями образования;
  • Каким инструментарием необходимо владеть для реализации Программы развития УУД;
  • Как освоить, усвоить и присвоить Программу развития УУД? 

Также был определен стажерский заказ на все день:

  • Увидеть новые подходы, находки коллектива лицея, которые смогу использовать в работе со своим коллективом; 
  • Принимать активное участие в предложенных практиках;
  • Осуществить поиск оптимальных средств для успешной реализации Программы развития УУД;
  • Компенсировать свое незнание практикой (пока чужой).

Групповой формат игры, где участниками были не только стажеры, но и педагоги лицея, позволил настроиться на эффективное неформальное взаимодействие в течение стажировочного дня.

Методический обзор, подготовленный заместителем директора по УВР Еленой Николаевной Сизых, раскрыл специфику Программы развития УУД МБОУ «Лицей № 2». В ее основе лежит утверждение Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их формирование. Поэтому Программа развития УУД лицея построена на ПРЕЕМСТВЕННОСТИ планируемых результатов всех уровней образования:

  • в ДОУ - социальное сотрудничество; 
  • в начальной школе - учебное сотрудничество; 
  • в основной школе – опыт социального взаимодействия;
  • в средней школе – самостоятельная профессиональная активность. 

Это и есть вертикальный вектор системно-деятельностного подхода в образовании! Достижение этих планируемых результатов в лицее осуществляется через три образовательных пространства:

  1. Учебное; 
  2. Тренировочное; 
  3. Свободное. 

Если школа ограничивает ученика в каком–либо из этих пространств – разорвётся горизонталь системно-деятельностного подхода, и ученик не получит полноценный социальный опыт!

Елена Николаевна отметила, что все представленные практики будут лежать в плоскости тренировочного пространства. В обзоре был сделан акцент на то, что для лицея основополагающими технологиями, пронизывающими эти пространства, являются технологии разновозрастного сотрудничества и решения открытых задач.

Инструментарий оценки качества реализации Программы развития УУД, разработанный в лицее, позволяет сделать выводы о том, что получается у обучающегося и педагога, а что вызывает проблемы. Это в дальнейшем приводит к формированию их индивидуальных образовательных маршрутов – или в сторону обогащения, или в сторону компенсации.

Итогом методического обзора стала мысль «Технология организации, образовательные результаты лишь следствие (они вторичны) по отношению к самому главному процессу - умному управлению деятельностью педагога – организатора событийных практик». Успехи ученика измеряются возможностями его учителя!

И организаторы практик продемонстрировали стажерам, что все положения, озвученные в методическом обзоре, не являются для лицея новым делом. В первой линейке участники стажировки были поражены, как легко чувствуют себя лицеисты в роли как старшего – соорганизатора образовательного события, так и младшего – перенимающего опыт старшего и стремящегося его перерасти. Одним из приростов стажеров стало понимание того, что разновозрастное сотрудничество не возможно без решения открытых задач.

На второй линейке практик стажерам была раскрыта специфика решения разных типов открытых задач: компетентностных задач на основе внеучебных текстов, тризовских, творческих задач, текстов, описывающих реальную ситуацию, портфолио. Стажеры стали участниками Эвристического марафона, квеста, Компетентностной олимпиады, кейсовой практики и планирования лицеистами своего развития не только на учебный год, но и на перспективу.

На интерактиве «На перекрестке практик и событий» участники стажировки подвели итоги участия в лицейских практиках. Были отмечены высокая планка организации практик, раскрепощенность детей, отработанность представленных технологий. Подтвердилось, что все практики были организованы в виде образовательных событий. К содержательному наполнению карт наблюдений у участников стажировки не было высказано никаких замечаний. Все критерии, пояснения к ним были изложены ясно, не вызывали затруднений в понимании. Критериальное наполнение карт отражало все существенные черты того события, явления, за которым было организовано наблюдение. Елена Анатольевна Антонова, модератор интерактива, с помощью технологии коучинга подвела стажеров к выводу о неразрывности тренировочного пространства, образовательного события и технологий разновозрастного сотрудничества и решения открытых задач.

Тема преемственности образования, в том числе и реализации Программы развития УУД, получила продолжение в дискуссии «Образование: вчера, сегодня, завтра», модераторами которой выступили Татьяна Александровна Потыкина, заместитель директора по воспитательной работе и Елена Михайловна Казанцева, учитель английского языка высшей квалификационной категории. Участниками этого мероприятия стали все субъекты стажировочной площадки: лицеисты, их родители, старшее поколение семей; педагоги лицея; сами стажеры. Не остался в стороне от проблем образования и депутат Думы г. Братска Олег Николаевич Попов. Разговор шел о новых федеральных образовательных стандартах, о критериях «хорошей школы», о роли учителя. Активность лицеистов, их рассуждения по вопросам образования, приятно удивили участников стажировки. Не отставали от лицеистов в обсуждении проблем образования их родители, педагоги, в также и сами стажеры.

Как было отмечено стажерами, после окончания дискуссии в актовом зале, она продолжилась среди лицеистов, их родителей в коридорах, раздевалке, холле лицея. Это показатель того, что произошел прирост понимания того, что такое образование, какова его роль в жизни каждого.

 

Рефлексивную встречу с участниками стажировки по итогам дня провела директор лицея Юлия Михайловна Кулешова. Стажеры отметили, что все практики стажировочного дня:

  • соответствовали заявленной теме,  
  • характеризуются универсальностью, 
  • новое наполнение широко применяемых практик (например, в организации подготовки школьников к научно-исследовательской и проектной деятельности, в работе с портфолио, в организации дискуссии и т.д.), 
  • демонстрируют систему деятельности коллектива лицея по реализации программы развития УУД. 

Отзывы участников стажировочной площадки на базе лицея:

«Уважаемые коллеги. Сегодня мы получили конкретный «Рецепт» работы с педагогическим коллективом по разработке и реализации «Программы развития УУД». Пилоты, которые чуть раньше начали реализовывать ФГОС, раньше получили конкретные рекомендации по созданию и реализации образовательных пространств. У меня лично появилось много новых идей для своей дальнейшей работы».

Сустина Ю.А., г. Усть-Илимск

«Нет единственного верного рецепта ФГОС. То, что было представлено в линейках уроков, дискуссиях и прочих мероприятиях, доказало: Вы нашли этот рецепт. Спасибо за трудолюбие, педагогический талант!»

Полозова Т.В., МОУ «СОШ № 2», п. Магистральный

«Большое спасибо за возможность погрузиться в деятельность, увидеть интересный опыт реализации Программы развития УУД; за грамотный подход в презентации своей деятельности»

С.В. Селезнева, МБОУ «Солерудниковская гимназия»

P.S. Тема стажировочной площадки для педагогов лицея не закрыта. Они продолжают расширять границы образовательных пространств (учебного, тренировочного, свободного) через развитие своих возможностей.


Комментарии:






Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?